Суббота
24.06.2017
15:19
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Лоскутное шитье и русская тряпичная кукла
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Форма входа

Статистика
Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Облако тегов

Календарь
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Главная » 2010 » Июль » 21 » Праздники народного календаря. 21 июля - ЛЕТНЯЯ КАЗАНСКАЯ. ПРОКОПИЙ-ЖНЕЦ, ЖАТВЕННИК. ЛЕТНИЕ ПРОКОПЫ.
00:32
Праздники народного календаря. 21 июля - ЛЕТНЯЯ КАЗАНСКАЯ. ПРОКОПИЙ-ЖНЕЦ, ЖАТВЕННИК. ЛЕТНИЕ ПРОКОПЫ.
В центральной России с Казанской начинали по-настоящему готовится к уборке хлеба, а в некоторые годы уже и приступали к жатве.
В русской деревне сенокос, а также первый и последний день жатвы считались большими праздниками, в которых женщинам и девушкам полагалось быть нарядно одетыми. В ряде местностей, срезав первые колосья, жница скручивала их и затыкала за пояс, чтобы, как говорили, спина не болела, не было ломоты в пояснице - ведь жали наклонившись да еще при жаре,а это очень тяжелая работа. Приступая к жатве и опоясовшись первыми срезанными колосьями, жницы произносили своего рода заклинание:"Как былинка гнется и не ломится, так бы у рабы Божией (имярек) спинка гнулася и не уставала. Во веки веков, аминь!"
Начало жатвы отмечалось особым обрядом "первого снопа". Первый сноп, называемый именинником, жала старшая женщина в семье. Сноп обвязывали лентами, украшали цветами, а затем ставили под иконами в переднем углу.
Окончание жатвы сопровождалось обрядом обнимания "козы". Старшая жнея оставляла небольшую круглую площадку несжатых колосьев, вокруг нее и внутри тщательно выпалывали траву, оставшиеся колосья связывали наверху. Так получался небольшой шалашик, называвшийся "козой".Одновременно приносили дар матери-земле: в середину шалашика клали ломоть хлеба, посыпанного солью. Затем все присутствующие читали молитву, благодарили бога за то, что благополучно завершили жатву.
После этого начиналось гадание: старшая жница садилась на землю спиной к "козе", около нее складывали все серпы. Взяв в руку по одному серпу, жница кидала их через голову. Если серп при падении втыкался в землю, то это считалось недобрым предзнаменованием. Если серп падал плашмя или оказывался неподалеку от"козы", то его хозяйке предсказывали долгую жизнь.
Когда все поля сжаты, совершали обряд женитьбы серпа. Жницы благодарили серп за то, что он помог им собрать хлеб и не обрезал руку. Серп обматывали пучком ржи или пшеницы так, чтобы колосья свешивались с острия.
На каждом поле оставляли несжатым пучок колосьев. Его называли пожинальной "бородой" и предназначали какому-нибудь из христианских святых: Илье Пророку, Николе Чудотворцу или Егорию.
После окончания жатвы во многих местностях хозяйка дома выходила на поле и несколько раз каталась по последней полосе, приговаривая:"Нива, нива, отдай мою силу". Считалось, что после этого обряда земля отдает женщине потраченные силы.
Просмотров: 1221 | Добавил: Татьяна | Теги: Праздники народного календаря | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz