Пятница
19.04.2024
04:59
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Лоскутное шитье и русская тряпичная кукла
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Форма входа

Статистика
Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Облако тегов

Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Главная » 2017 » Май » 31 » Традиционный костюм Брянской области
19:42
Традиционный костюм Брянской области

ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА ЗЕМЛИ БРЯНСКОЙ

Великое счастье для исследователя традиционного костюма не только увидеть его на манекене в музее, но и примерить на себя, и ощутить, как ковер-самолет перемещает тебя в другое измерение, в другую культуру – крестьянскую культуру, где и время по-другому течет.

ФОТОМАТЕРИАЛ ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ. В НЕМ НЕСКОЛЬКО ГЛАВОК: обряжение в костюм, узорочье олсуфьевского костюма, костюм парада

ОБРЯЖЕНИЕ В КОСТЮМ – это действие, строго определенное обычаем.

Антонина Петровна Мосина, зав. фольклорным коллективом «Калина красная», вместе со своими коллегами  показывает нам этот обычай в олсуфьевском сельском Доме культуры. Одевается:

РУБАХА длинная четырехполка с косым поликом, из домотканого холста, рукава красные.

 ПОНЕВА распашная – добрая - богато изукрашенная, завязывается при помощи шнура-гашника на бедрах и под живот, спереди концы не смыкаются.  Рубаха не должна быть видна из-под поневы.

РУБАХА становится короче. Ее делают с подтыком. С пазухой. На наших глазах женщина становится дороднее.

ПРОШВЫ поневы тканые (узорное ткачество) наверху украшены пухольками, которые тоже визуально увеличивают фигуру.

ПОЯСОК поневы тоже тканый

ЗАВЕСКА красная.

ГОЛОВНОЕ включает валек, повойник - шапочка , позатылень. Ухи – височные украшения. ПОЗАТЫЛЕНЬ – сложное сооружение. РЕЗУНЫ ГРАНЕНЫЕ, БИСЕР (КАЛЕВЫ) колотый, тяжелый, БИСЕРНАЯ ШТОРКА, самые длинные бисерные нити по обеим сторонам позатыльня – КИШКИ.

Исследователь делает вывод, что перед нами один из локальных вариантов, который бытовал именно в этой местности.

Костюм комплектный, но его конструктивные элементы разновременные:  поневу и головное -  можно отнести к концу 19 века, а вот рубаху и завеску –  к началу 20 века. Комплекс смотрится органично, не противореча традиции.

Показан костюм, который хранится в семье Антонины Петровны. Она, мама и бабашка наряжались в эти костюмы. В войну спасли их, закопав в земле. Она признается: «Конечно, это не те завески старинные, мы подделывали под них, соблюдая традицию».

 

УЗОРОЧЬЕ ОЛСУФЬЕВСКОГО КОСТЮМА

Удача для исследователя увидеть образцы различных орнаментов, характерных для олсуфьевского костюма. Это украсы завесок, которые носили молодые девушки (такой обычай был).

Вид вышивки – крест – старинная техника по счету нитей.

Цвет вышивки – красно-черно-белый.

Самый древний орнамент – геометрический.

Две завески с изображением дев – антропоморфный орнамент.

Птицы – зооморфный орнамент.

И растительный орнамент.

Стоит отметить, что прямолинейно-геометрические полосы полосы в орнаменте придают композиции не только визуально замкнутый характер, но и являются обережительными границами в завеске.

КОСТЮМ ПАРАДА

Перед вами женский праздничный костюм села Олсуфьево, который хранится в Брянском центре народного творчества. Как говорят в Олсуфьево: «На праздники шли в параде!». Поэтому это КОСТЮМ ПАРАДА.

 Исследование костюма ведется с 2009 г.

Костюм атрибутирован с фотофиксацией, проведен тщательный обмер, дано подробное описание всех конструктивных элементов, выявлены локальные особенности, способ ношения, проализировано разнообразие орнаментики, составлен словарь. Этнографические экспедиции в Олсуфьево и Гришину слободу подтвердили правильность сделанных выводов.

Следующий этап изучения олсуфьевского костюма – его миниреконструкция с уменьшением в 4 раза. Воссозданный вручную  костюм надеваем на куклу-манекен. Эта костюмная кукла своеобразное учебное пособие по южновеликорусскому традиционному костюму.

И вот уже три Деснянки радуют взор.

Автором изучается не только олсуфьевский костюм, но и боровский (деревня Боровка – ныне город Фокино). На фото представлена и кукла в боровском костюме.

Вы видите две книги «Зримая симфония». В каждой из них приводится практический курс по воссозданию олсуфьевского и боровского костюмов на кукле.

Мой девиз «БЫТЬ ВЕРНОЙ ТРАДИЦИИ».  Поэтому коллекция авторских лоскутных комплексов (из серии «Костюмы-праздники») создана на основе традиционного кроя и традиционного лоскутного  шитья.

Костюмы называются «Яблочный спас», «Красная горка», «Сороки»

На основании традиции создана и коллекция сценических костюмов «Яхонтовая» специально для ансамбля народной песни из Нижнего Новгорода.

 

 

Просмотров: 1252 | Добавил: Татьяна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Мастерица  
0
Видео подготовлено в Брянском художественном музее

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz