Уважаемые сударыни и судари! Рада приветствовать вас на моем сайте. Если вы читаете эти строки, значит, вам интересна тематика сайта и мы созвучны в нашей любви к народному творчеству. Я всегда рада общению и мне хочется познакомиться с моим гостем поближе (поэтому прошу вас зарегистрироваться - сия процедура проста), прочитать его комментарий, обменяться мнениями и, возможно, предложить дружбу. Таким образом, льщу себя надеждой, возникнет клуб постоянных читателей. Стараюсь чаще выкладывать новую информацию, поэтому, по-моему, удобно подписаться на обновления. Буду рада и старым, и новым гостям. Приглашаю войти в волшебный кукольный мир (кстати, после регистрации исчезает раздражающая реклама в правом верхнем углу). В фотоальбомах открылся специальный раздел, который будет доступен только для зарегистрированных пользователей.
Сегодня в раздел добавлены фотографии кукол Р.Я.Тарасовой Римма Яковлевна Тарасова - известный мастер-кукольник, народный мастер России.Человек серьезной профессии, инженер-метролог, Р.Я.Тарасова занялась коллекционированием еще в 1970-е годы. Собирала сувенирные куклы в национальных костюмах народов мира.,а также куклы-фигурки разных промыслов России.В 1990 году на выставке в Туле она увидела куклу из мочала с "сорокой" на голове, сделанную И.Агаевой, и та поразила ее своей архаикой. Р.Тарасова решила изучать и собирать калужскую народную тряпичную куклу.С завидной энергией и настойивостью начала ездить по местным деревням, отыскивая пожилых и памятливых жителей. За эти годы она собрала и реконструировала уже более 70 типов народной тряпичной куклы, наибольшую ценность из которых имеют именно калужские.
Авторские реконструкци Р.Тарасовой представляют собой как бы переходный тип тряпичной куклы, бытовавшей в 1920-30-е годы в сельской среде, ориентированной на городскую культуру. О этом говорят конструкция, костюм, головной убор, лицо и весьобраз кукол. В выборе "старушечьих" расцветок ситцев для платья, в его прямом свободном крое сказались крустьянская практичность и привязанность к привычной длиннополой рубахе.
Лица кукол - тоже промежуточный вариант. У некоторых еще сохранена безликость, у других чуть намечены карандашом глаза, брови, нос и рот. Это уже не столбушки и скрутки. Как и у городских кукол, их человекоподобные фигурки сделаны аккуратно и тщательно.Уже не так выделяется грудь, плотное туловище стало подвижным и гибким. Однако черты крестьянской куклы все же заметны. Ручки и ножки, по старинке скрученные в тугие холщовые трубочки, приставлены и пришиты к туловищу снаружи. а не вшиты в него. Головной убор низко надвинут на лоб. Все это вместе указывает на исторический тип тряпичной куклы, предшествующий промысловой игрушке.
(Из книги Галины и Марии Дайн "Русская тряпичная кукла").
Да простит меня читатель, но лучше, чем Галина Львовна Дайн, защитившая первую искусствоведческую диссертацию по народной кукле и столько лет изучавшая русскую тряпичную куклу, никто не сможет оценить художественность ее облика и традиционность.
|